Очарование Природы
Проектирование Динамика сада Ландшафтные путешествия Статьи и публикации Наши CD-диски Глоссарий ландшафтных терминов Праздник в саду Каталог растений Идеи для сада Декоративное освещение

Японский сад

Японский сад – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны. В свою очередь история культуры уходит своими корнями в сложившееся религиозное мировоззрение, получившее в Японии название синтоизм (поклонение духам огня, гор, ветра, деревьев, покровителям местности, ремесел и т.д.)

По мере проникновения в Японию буддизма (IX век) произошло взаимопроникновение и дополнение этих религий, получившее название двойной путь духов, где синто – это обряды и внешнее проявление религии, а буддизм – внутренний мир человека. Наиболее известным и популярным в японском буддизме является учение секты Дзен. Считается, что это особый тип мировоззрения и целостного постижения мира, где важнейшее место отводится эстетическому восприятию и глубокому чувственному переживанию. Не имея представления о смысле этих традиций невозможно понять истинную красоту живого воплощения души того или иного мастера в творении, называемым Японским садом.

История развития ландшафтного садоводства в Японии берет свое начало приблизительно с VI века, как заимствование садоводческих приемов Китая и Кореи, впоследствии развившихся в самостоятельное направление с уникальными особенностями, присущими только японской культуре. Самым древним письменным источником о создании искусственных ландшафтов, дающих возможность расшифровать этические и эстетические каноны садового искусства принято считать трактат о садоводстве – Сакутейки, относящийся ко второй половине XI века. Его ещё называли "Тайной книгой садов". Традиция японского садоводства передавалась от мастера-сенсея к ученику. Чего, например, стоит фраза, даваемая в заключение: "Вы никогда не должны показывать это писание посторонним. Вы должны держать это в тайне». Позднее, в XV веке появились "Планы ландшафтов и загородных домов", которые сопровождались соответствующими чертежами и комментариями, как в прозе, так и в стихах.    Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя – это только половина информации, заключенной в каждой из композиций сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании именно тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Так, например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число «три» может означать «три сокровища буддизма» (Будду, его закон и буддийскую монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число «пять» символизирует пять буддийских заповедей, число «восемь» связано с восьми ступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.

Таким же образом в русле исконных религиозных традиций каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курильниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, история их возникновения имеет гораздо более глубокие корни. Весьма вероятно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых Китайские императоры приносили жертву небу.

Ритуальная же чаша для омовения рук, называемая цукубай, имеет истинно японское происхождение. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.

Животные и растения (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке. Черепаха действительно живет очень долго, а Журавль взмывает в небо и «растворяется» в нем, улетает в другой мир к богам, а там, как известно, живут вечно. Кроме того, эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе. По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей. Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передавая многообразие живой природы.

Камни и вода – бесспорные фавориты, считающиеся основными элементами сада.

К камню в традициях японской культуры сложилось особое отношение. Японцы считают, что высшим творением природы является именно камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню, как к материалу.

Для мастеров сада и создателей композиций из камней в руководстве по садовому искусству говорилось:

"При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов».

«Привезите в сад побольше камней - и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите "стоячие" камни от "лежачих". Оцените, как смотрится каждый камень - сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней".

"Лежачий" камень не должен стоять, а "стоячий" лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает».

Поскольку до Японских островов ледник так и не добрался, в Японии нельзя увидеть гладко окатанных разноцветных валунов ни в садах, ни в природе. Фактически любой Японский сад – это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом, используемым при его создании. С развитием и распространением учения Дзен его роль в создании облика сада усилилась еще больше. Призывая понять истину через медитативное созерцание и заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень может оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.

Что же касается воды, то, поскольку Япония – это островное государство, окружённое водой со всех сторон, совсем неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. По учению Дзен, мир таков, каким его создает наше сознание. И именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Не смотря на великую любовь японцев к растениям, именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе! Вода же, как один из важнейших компонентов сада символически изображается параллельными волнистыми линиями на гравии или же строгими концентрическими кругами. Так камень, упавший в воду, оставляет после себя круги на ее поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа.

Задача человека – не просто увидеть эту застывшую картину, а сосредоточиться, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, и действительно увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны.

И, тем не менее, вода, как таковая, присутствует в садах Японии очень часто. Достаточно посмотреть на планы садов, буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорских городских садов и парков. Они буквально окружены озерами, заводями, протоками и ручьями.

В вышеупомянутом трактате об устройстве садов «Сакутейки» около девяти веков назад написаны о воде удивительные слова, оставшиеся актуальными для всех последующих эпох и времен:
«Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда».

«Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега – так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Ещё несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова».

Растения – это третий элемент японских садов. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента и беспрерывного течения времени. Так минорное звучание зимы сменяется весенним мажорным подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть запоздалой осени.

Ландшафты традиционного японского сада не содержат в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, а подчас и главным (например, партеры регулярных садов), в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, как некий штрих, усиливающий впечатление и не более того. В основе этого лежат философские принципы, призывающие не «улучшить» или «украсить» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней самой.

Одно из наиболее известных растений в Японии – сакура (цветущее розовыми цветочками дерево). Она стала определённым художественным образом, олицетворяющим стойкость и чистоту, поскольку цветки сакуры никогда не вянут на дереве и облетают абсолютно свежими и живыми. Опадая на землю нежным розовым «снегом» они еще несколько дней лежат во всей своей красоте. Не меньшей популярностью пользуется и бамбук, считающийся символом мужества и благородства, а также сосна – олицетворение долголетия и вечности. Еще одно растение, к которому японцы относятся с особым трепетным чувством – это Лотос. Он символизирует чистоту, не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – Лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в этом цветке.

Так же в японском саду часто используются такие деревья, как клены, груши, сливы, вишни. Из декоративных цветущих растений чаще других здесь можно встретить пионы, ирисы, хризантемы и камелии.

Японцы также используют переносные кашпо с растениями для создания ярких цветовых пятен. Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ же, обвивающий ограды и статуи — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам.

Для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика и образ, рожденные формой, запахом, цветом, историческими событиями и связанными с ними традициями и обрядами. Поэтому растения, наряду с камнями, гравием и архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, сочетающий их в меру своего таланта.

Подводя черту под всем вышесказанным, можно совершенно определенно констатировать, что интерес к японскому искусству создания садов на протяжении последних ста лет очень высок во всем мире и эта тенденция не только не ослабевает, но и возрастает год от года.

Хочется привести несколько примеров Японских садов созданных за пределами страны Восходящего Солнца, Как правило, эти сады создавались мастерами, приглашёнными из Японии.

В нашей стране самый известный и открытый для публичного посещения Японский сад находится в Москве, в Главном Ботаническом Саду им. Н.В.Цицина РАН. Данная экспозиция была создана в 1983–1987 году по проекту вдающегося мастера садов Кена Накадзима, при участии архитектора Такео Адачи и японской строительной компании «Ватанабэ-Томи» по всем канонам и правилам японского садового искусства.

Туманный Альбион – страна, известная особой любовью к садовому искусству, имеет многочисленные примеры замечательных японских садов. О некоторых из них можно рассказать.

Holland Park находится в центре Лондона недалеко от одноименной станции метро. Раньше на этом месте было поместье баронов Холландов. Сейчас основную часть слегка холмистой территории Холланд Парка занимает лес. Наряду такими уголками как Голландский сад, Ирисовый сад с фонтаном, Сад Роз в нём имеется удивительный уголок, наверное, самый интересный в этом парке. Это сад камней «Киото Гарден». В 1991 году он был создан с помощью японских специалистов. В пруд, расположенный в центре сада с шумом падает вода с роскошного каскада. Остров, напоминающий черепаху, воронка водоворота, яркие рыбки - японские карпы кои, берега – с одной стороны каменистые, с другой заболоченные придают этому водному сооружению естественность и очарование. А дополнительные декоративные элементы: каменный мостик, японские фонарики, цукубай, цветущие азалии – неповторимый японский колорит.

Недалеко от Лондона в маленьком городке Кью (рядом с Ричмондом) есть известные всему миру Королевские ботанические сады. На его территории сосредоточена едва ли не вся флора земного шара. Что-то растет под открытым небом, а что-то – способно жить и цвести в Британии лишь в парниковых условиях закрытых галерей.

Здесь более 25 тысяч разновидностей растений и деревьев, включая тропические и водные виды. Сады Кью – чудесное место отдыха, где можно отгородиться от суеты и шума большого города.

В садах масса достопримечательностей: Среди них - Японские ворота, точная копия ворот в Киото, Пагода, на которую можно забраться Японский сухой сад – удивительно красивое и гармоничное место. Мягкий рельеф холмов сменяется каменистыми «водоёмами. Галечные дорожки, мостики, композиции из камней и растений создают ощущение спокойствия и умиротворённости.

В Берлине, в парке Марцан, расположенном в одноимённом районе города представлены сады из различных уголков мира, имеется Японский сад под названием "Сад дружно текущих вод". Он открылся в мае 2003года

Cоздавался он японским мастером Шунмио Масуно. Здесь есть садовый павильон, чайный домик, сухой сад, ручей с перекинутыми через него мостиками. Посетители попадают в сад через традиционные ворота. Осмотреть все уголки сада можно, двигаясь по дорожке, которая то взбегает на холм, то ступеньками спускается вниз. За каждым поворотом прихотливо изгибающейся тропинки вас ждет новый захватывающий вид. Вдоль дорожки устроены места, где можно присесть и помечтать, наслаждаясь прекрасными видами.


Перейти на сайт питомника
Отель Борвиха Сад на берегу залива Сад с водопадом Работа с рельефом Усадьба в сосновом бору Солнечная поляна Работа с рельефом Удивительный сад Удивительный сад Посадка растений Водные устройства Уютный садик Сад на берегу залива Водные устройства