Едва ли найдется сегодня человек, не имеющий представления о том, что такое ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн. Эта увлекательнейшая область творчества все более активно заявляет о себе в общественной и культурной сферах.
Ландшафтный архитектор часто выступает как «соавтор»
природы. Он должен создать единство рельефа, водоемов, растительности в
гармоничном сообществе. Ничто не кажется лишним, все на своем месте.
Сохранение природного ландшафта - основная заповедь ландшафтного
архитектора, дизайнера и вообще любого человека, решившего создать свой
сад.
Сад. Удивительное слово — краткое по звучанию, но с
емким, разнообразным содержанием. Словосочетание «дом без сада»
ассоциируется с чем-то сухим, скучным, обездоленным. Меняется несколько
букв и от «дома с садом» уже веет свежестью, ароматом, умиротворением.
Английский писатель и философ Френсис Бэкон написал, что сад
представляет «самые чистые из всех человеческих наслаждений...».
Как явление общественное, сад подвержен влиянию моды и
отражает экономические, социальные и психологические процессы,
происходящие в обществе. Слишком явная приверженность моде превращает
сад в стандарт, приводит его к безликости. С другой стороны, как
творение индивидуальное, сад отражает отношение человека к самому себе и
к людям, его нравственные характеристики, эстетические вкусы. Одним
словом, сад - портрет времени и человека.
Практически каждый из нас испытывает неистребимое
влечение к матери-Природе. Деревья, кустарники, цветы, водоемы, травы,
камни, ручьи - это естественная первородная наша среда, обеспечивающая
жизнь человека и позволяющая ему иметь возможность успешной адаптации к
неумолимому прессингу урбанизированного социума. Но было бы наивно
полагать, что ландшафтное искусство
- это новорожденное дитя нашего времени. Вспомним хотя бы «висячие сады
Семирамиды» или буквально магическую страсть персов в империи
Александра Македонского к созданию цветущих зеленых оазисов на
территориях побежденных государств. И первоистоки этого уходят в
глубокую древность, не зря же существует выражение, что «цветы - это
остатки рая на земле», а по библейским преданиям райские кущи - это сад
неземной красоты. И ландшафтный дизайн как вид самого дорогостоящего
искусства и самого далекого от утилитарного применения - это попытка
воссоздать утраченный европейский Эдем, а на Востоке - Преднебесную.
Но опустимся с небес на землю и спросим себя, каким же
он должен быть, сад, в котором бы царили красота, блаженство и
гармония. Только в гармонии и красоте рождается настоящее искусство,
признанное вдохновлять и возвышать человека, дарить ему счастье и смысл
жизни.
Cпециалисты утверждают, что идеальный сад, это тот, где
нельзя угадать, что сделано руками человека, а что самой природой. Есть,
конечно, вершины садово-паркового искусства, выполненные в
безукоризненном, изящном, регулярном (строго геометрическом) стиле.
Например, Петергофский садово-парковый ансамбль в России или Версаль во Франции. Но
мы сегодня под определением «сад» обычно понимаем нечто исконно
пейзажное, максимально приближенное к «дикому» состоянию с неуловимым
сохранением чувства меры, колорита, стиля и верно расставленных
акцентов.
Заказать и осуществить качественный проект личного
сада - удовольствие не из дешевых, даже если обратиться к самому
скромному варианту. Но и при максимальном ограничении остается главное:
сад должен вызывать положительные эмоции, благоприятные ощущения и
настроения, а это значит, что в нем должно быть хорошо и самой Природе.
В
конце XVIII века И.В.Гете с восхищением утверждал ценность природы:
«Природа живет в своих творениях. Это - великий художник! Из простейшего
материала она создает массу разнообразия, без малейшего усилия она
достигает высшего совершенства, величайшей точности».
И создание сада, по сути, представляет собой своеобразный разговор Художника с Природой.
Один мой коллега сказал забавную фразу: «за лопату
нужно браться так же, как художник берется за кисть», и в этом есть
точное отношение к своему делу.
Ведь ландшафтный дизайнер, как
художник, переносит кусочек природы из глубины своей фантазии в натуру, в
конкретно обозначенное место, в чей-то сад у дома, и даже в сам дом.
Природа,
живая природа, - только она может быть источником вдохновения и
осознания себя как части Мира. И именно Природа является главным
учителем и ее очарование - само совершенство и гармония.
|