Красавица Барселона, историческая столица Каталонии, расположена на
севере Испании. Это второй после Мадрида город страны, имеющий
неподражаемый и очень запоминающийся индивидуальный облик. Он
ассоциируется с ярким праздником и неподдельной радостью, наполненной
удивительным ощущением легкости и свободы, восторгом и музыкой.
Всевозможные стили и эпохи, перемешавшиеся в нём, образовали эффектное
соседство старинных зданий, церквей, затейливых улочек и
ультрасовременных строений. Однако главными символами Барселоны стали
творения Антонио Гауди, пронизывающие весь город своими причудливо
изогнутыми линиями фантастических шедевров гениального
архитектора.
Последняя завершенная работа Гауди – Дом Каса Мила – получила
название «Ла Педрера» («Каменная пещера»). Новые конструктивные решения
позволили отказаться от внутренних несущих стен. В последствии это
строительное решение будет названо «свободной планировкой». Каменный
фасад, создающий эффект волны, усиливается коваными балконами. Дом
одновременно напоминает и вулкан, истекающий лавой, и утес с
ласточкиными гнездами. Текучие эластичные переходы, обилие всевозможных
элементов авангардизма – всё это плод невероятного полета фантазии
архитектора. Многие считают это здание венцом стиля модерн, одним из
самых уникальных творений XX века.
И, тем не менее, высшим
достижением творчества Гауди становится Храм Святого Семейства (Саграда
Фамилиа), заложенный в 1882 году и оставленный недостроенным после
смерти мастера в 1926 году.
Строительные леса и высоченные краны
уже много лет не позволяют насладиться общим видом этого строения,
являющегося своего рода образцом готического модерна. Он возвышается над
Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов.
Панорама города сегодня просто немыслима без башен храма, оставленных
Барселоне как наследственное завещание великого архитектора, заслуженно
именуемого «любимым сыном Барселоны».
Парк Гуэль – еще одно волшебное творение Гауди. Свое название
этот парк получил в честь графа Гуэля, покровителя и заказчика
архитектора. Гуэль и Гауди планировали превратить Лысую гору,
находящуюся на окраине Барселоны в «город-сад», где частные виллы
утопали бы в зелени, а фонтаны, аллеи и беседки были бы разбросаны по
всем уголкам парка. Увы, но их замыслам не суждено было сбыться.
Состоятельные люди не пожелали жить далеко от города, и при отсутствии
заказчиков коммерческий проект потерпел крах. И всё-таки в конечном
результате и Барселона, и вся мировая садово-парковая архитектура
получили грандиозно-сказочный парадиз, превратившийся в паломничество
туристов и любимое место отдыха и развлечений горожан.
Парк
чрезвычайно причудлив и театрален. На струящейся водными каскадами
лестнице посетителей встречает знаменитая мозаичная ящерица-фонтан,
приносящая удачу всем, кто к ней прикоснется. На огромной площади,
называемой «Площадь Ста Колонн» (хотя их только 86), можно посидеть на
самой длинной и удобной скамье в мире. Отсюда извилистые дорожки ярусами
поднимаются к распятию, установленному в самой верхней точке парка, где
открывается великолепный вид на Барселону и море.
И, наконец, несколько слов хочется сказать о современных
архитектурно-парковых тенденциях города. Это и набережная, с
потрясающими конструкциями из металла, и скверы с фонтанами в стиле
хай-тек, и парк «Диагональ Мар», соединяющий проспект «Диагональ» с
набережной. Он одновременно напоминает бульвар и мост, перекинутый через
обширные водные пространства и рукотворные болота. Исключительно
природный и, в то же время, архисовременный, этот парк стал одним из
красивейших мест города. Его стильные приподнятые граффити из металла,
разбегающиеся по всей территории, невольно перекликаются с контурами
творений Антонио Гауди.
В заключение хочется отметить, что
сегодняшняя Барселона – это один из красивейших городов Европы,
необыкновенно гостеприимный и добросердечный. Познакомившись с ним
единожды невозможно забыть всё здесь увиденное, и можно только
улыбаться, вспоминая об этом.
|