Занимаясь созданием садов и обретая должный опыт, ландшафтный
дизайнер, с одной стороны – вырабатывает со временем свой «почерк», а с
другой – рискует впасть при этом в соблазн тиражирования когда-то
найденных и беспроигрышно отточенных «коронных» приёмов. В конце концов,
эта своеобразная ловушка присуща любому виду искусства, как одна из
форм «кризиса жанра». Каждый художник преодолевает это по-своему, что же
касается творцов садов, то в их распоряжении на этот случай есть
дополнительная палитра красок, вносящая недостающую изюминку новизны и
шарма. Действительно, ландшафтный дизайн, как многокомпонентное
слагаемое отдельных его элементов, уже давно и весьма эффектно
использует в садовой архитектуре, так называемые, нематериальные или же
недолговечные акценты – запах, звук, эхо, туман, радугу, зеркальные
отражения, лёд, тень, фейерверки, эффекты светового луча (а в наше время
и голограммы) и тому подобное. Всё это усиливает эмоциональное звучание
сада и даже иногда становиться главным элементом в его образе.
Недолговечные и эфемерные элементы, такие, например, как бутафорские
имитации древних руин или же искусственные бесконечные перспективы,
созданные с помощью зеркал, а также неожиданные и кратковременные
появления водяных струй – все эти элементы относятся к разряду
иллюзорно-обманных «шутовских затей» и попадают под определение
«эфемериды».
В контексте вышесказанного можно упомянуть сады далёкого
средневековья, для которых очень характерным было размещение в них
клеток с певчими птицами или привлечение их кормом. Подобным образом в
Древней Руси устраивали большие шелковые клетки для соловьев и
перепелов. Развиваясь и трансформируясь, эти способы эстетического
воздействия на человека создали в эпоху барокко традицию написания
специальной садовой музыки. Кстати, изначально слово «вокзал» определяло
помещение для музыкальных концертов в саду. В 1837 году к такому
«вокзалу» в Павловске была проведена первая железная дорога, и название
«вокзал» перешло на все станционные помещения. Кроме того, уже в 19 веке
существовали звукоподражающие устройства, имитирующие не только пение
птиц, но и кряканье уток, кваканье лягушек и даже лай собак.
Водные
игры, фонтаны и водные лабиринты – любимые садовые элементы всех эпох и
народов. В России это, прежде всего, известный «водяными
курьёзами» Петергоф, который уникален ещё и тем, что вся его мощнейшая
система фонтанов и каскадов создана без применения насосов. В Европе –
водный лабиринт-«шутиха» в английском замке Хивер, а что касается
садовых забав дней сегодняшних – детские развлечения национального
ландшафтного фестиваля в Германии «BUGA».
Не менее эффектной,
таинственной и даже сказочной может быть завеса тумана, создаваемая
специальными форсунками. В качестве примера может послужить «долина
тумана», расположенная на территории замка «Шомон сюр Луар» под Парижем.
Спрятанная в глубинах оврага, по склонам которого проложены деревянные
лестницы, позволяющие с удобством осмотреть этот необычный уголок парка,
она придаёт этому месту облик призрачный и загадочный.
Что же касается нашего сибирского климата, то он позволяет с
большим эффектом пользоваться властью «Снежной Королевы» и создавать
ледяные скульптуры и целые городки, уже давно ставшими для нас на
протяжении всей зимы привычным и неотъемлемым украшением городских
парков и скверов, а также корпоративных и частных территорий.
Очень
перспективное направление эфемерных скульптур из песка появилось
сравнительно недавно и уже завоевало достаточную популярность.
Новосибирские архитекторы провели даже конкурс «песчаного зодчества» на
одном из обских островов в рамках летней «Золотой Капители». Не менее
интересны из этой «недолговечной серии» оригинальные композиции из
листьев, веток, камней, иллюминаций и надувных шаров. Диапазон
используемых материалов может зависеть только от фантазии автора,
создающего инстоляции из снопов, поленьев, цветочных гирлянд, тканевых
драпировок и прочих обыкновенностей. Подобные шедевры могут создаваться и
видоизменяться в соответствии с каким-либо событием или же просто в
зависимости от настроения человека или смены времени года.
Конечно, о практической пользе, сопряжённой с
функциональной нагрузкой, здесь речи не идёт, поскольку «жизнь» подобных
эфемерид порой ограничена во времени часами и даже мгновеньями, но их
способность дарить восторженную радость и удивление делают сад ярко
эмоциональным, с присущими ему индивидуальными особенностями –
характером, ароматом дыхания, тембром голоса и надолго запоминающимся
лицом.
|