Воплощение образа Природы – это один из основополагающих принципов
построения Китайского сада. Создавая идеальный ландшафт в миниатюре,
используя природные компоненты, объединив их с жизненным
пространством людей, художники садового искусства старались достичь
гармонии и баланса между Человеком и Природой. Он, будто бесконечный
океан, забирает человека в свою спокойную глубину, раскрывая свою
красоту тому, кто, погрузившись в пространство сада, сумеет его понять и
полюбить.
Китайский сад, как некий «мир в мире», как
микровселенная, самодостаточный и завершенный, объединяет в себя все
символические образы Вселенной. Инь и Ян переплетены в рисунках и
дизайне сада: вода и камни, темное и светлое, статичное и динамичное. Их
бесконечное множество и новизна восприятия достигаются тем, что пределы
видения четко очерчены и ограничены. Сад, как свиток пергамента,
медленно и торжественно разворачивается перед зрителем, внушая иллюзию
беспредельности пространства.
Китайский сад с его философской
емкостью – это мудрая поэма, для понимания сюжета которой требуется
знание садового языка, состоящего из семи главных элементов. Это стена,
ограничивающая сад, определенная подборка растительности, вода и камень,
система экранов, затрудняющих обзор сада (искусственный рельеф, заросли
кустов, группы камней), архитектурные элементы и окна всевозможных
форм, создающие своеобразные живые картины, играющие с окружающей
средой.
Собранные воедино, все части сада расположены в глубоко
продуманном, символическом и все же свободном порядке. Тщательно
разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем
ненавязчиво направляют посетителя, открывая ему тот или иной вид и
задавая траекторию движения. Китайский сад никогда не открывает своих
тайн и красот с порога. Другими словами в его композиционном решении
всегда присутствует интрига.
Сады строились таким образом, что у
посетителя возникало ощущение, что, наконец, сад полностью раскроется
перед его взглядом, но полная картина ускользала с каждым новым
поворотом тропинки. Принцип экранирования позволял разбивать сад на
множество видов, каждый из которых как «сад в саду» был завершенным и
самодостаточным.
Оригинальный прием в решении общей композиции
Китайского сада – это создание в стенах сквозных открытых или
зарешетчатых проемов. Это один из самых незаменимых его элементов.
Ближний и дальний планы при этом сводятся в одну плоскость,
Наиболее
распространенная форма сквозных окон-проёмов – круглая. Это образ Луны,
лунного мира, вызывающего у китайцев ассоциации с бессмертием,
прохождением сквозь стену, сквозь особую пространственную зону,
отделяющую Земной мир от Небесного.
Окна могут быть квадратными,
овальными, напоминать веер или повторять форму вазы. Множество проемов,
разных по форме, создает определенный, почти музыкальный ритм, а
открывающиеся при этом пейзажные виды кажутся сошедшими с живописной
китайской миниатюры.
Символика единства мироздания в Китайских
садах выражается сочетанием двух противоположных, но взаимодополняющих,
гармонизирующих друг с другом начал – воды и камня.
Вода является
символом отрицательной, женской, темной силы Инь, а камней – светлой,
мужской, положительной, твердой силы Ян. И, тем не менее, по словам
великого Лао-Цзы, «Вода, это самое мягкое и самое слабое существо в
мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете
нет ей равного». Нежность и слабость оценивались мудрецом как
всепобеждающие силы.
Вода в традиционном Китайском саду является
одним из важнейших элементов. Символизируя вечное движение, вода
наполняет сад живительной восстанавливающей силы энергией.
В садах
водная гладь может занимать больше половины территории. Озеро, как
правило, расположенное в центре сада, могло быть единым водным
пространством, но могло распадаться на множество небольших
прудов, соединенных между собой каналами. Присутствуя в саду в двух
ипостасях – статичной и динамичной, вода была символом покоя и тишины и
одновременно приметой вечного движения в образе ручьев каскадов и
водопадов.
Особое свойство воды – отражать предметы, умело
используется в общем композиционном построении сада. Даже небо,
меняющейся в зависимости от погоды и времен года становилось частью
общего пейзажа.
Другой неотъемлемой составляющей садовых пейзажей
являются камни. Их культ в Китае один из самых древних. Камням
приписывалась магическая и сверхъестественная сила, проявление жизненной
энергии космоса. Камни в Китайском саду представлялись «живыми». Им
нередко давались свои имена: «Летящий дракон», «Подпирающий облака»,
«Тигр, готовый к прыжку». А один из садов в Сучжоу, где стоят камни,
напоминающие Львов, так и называется «Сад Львиной Рощи».
Обилие
камней – это характерная черта китайских садов, предмет
коллекционирования и гордости. Им выделяли лучшие места, размещая в
центре композиции. Часто в саду они уподоблялись скульптурам, становясь
предметом любования и созерцания. Разнообразные их формы и структура,
подчеркивали красоту и многообразие живой природы. Похожие на
абстрактные скульптуры современного искусства они естественно и
гармонично вписывались в природную картину.
Создание в саду
рукотворных гор и скал считалось особым искусством. Часто художники,
прославившиеся в живописи камней, становились знатоками и мастерами их
размещения в живом пейзаже.
Для садовых композиций использовали
сотни разновидностей декоративных камней. Особо ценились, например,
камни, добытые со дна озера Тайху. Их стоимость сравнима со стоимостью
античных статуй в Европе. Подземные ручьи озера источили природный
материал камня, создав причудливые формы пустоты внутри. Напоминая
священную каллиграфию даосов, дырчатые и ноздреватые, они выглядят
фантастически, служа вместилищем космической энергии.
Несмотря на
то, что природный растительный мир Китая отличается необыкновенным
разнообразием, в саду присутствуют в основном только те растения,
которые получили высокую оценку в Китайской традиции, вобрав в себя
символическую и эстетическую значимость.
Одним из любимых растений
является сосна – символ благородства и долголетия. Не меньшей
популярностью пользуется бамбук – упругий и полый внутри он олицетворяет
жизненную силу пустоты. Почти в каждом саду можно встретить персик –
«дерево счастья». Не менее популярны абрикосовые и мандариновые деревья.
Мир
цветов в Китайском искусстве садоводства имеет не меньше значения. В
основном это классические «благородные» цветы, служащие сюжетами в
литературе и живописи: пион, орхидея, хризантема, лотос. Хризантема в
мире цветов представляет положительную энергию Инь. Она, осенний цветок,
символ покоя и долголетия. Из водных растений лотос являет собой
неудержимую силу жизненного роста – он тянется из темной глубины вод к
свету и свободе. Его цветы, распустившиеся над самой водой, неуязвимы
для «грязи и тины» суетной жизни.
Сад, меняющийся от сезона к
сезону – есть само движение. Краски весны в виде розовых, желтых, алых
облаков форзиций, айвы, миндаля, персиков, слив и яблонь сменяет палитра
сначала тюльпанов и нарциссов, затем царственных пионов. На смену им
приходят бегонии, бальзамины, сальвии и другие однолетние цветы (хотя
благодаря выращиванию их в теплицах, ранней весной они так же, пусть не
настолько обильно, украшают город), а в сентябре наступает праздник
хризантем. Безбрежный цветной океан на фоне монохромной зелени
разливается волнами красок и ароматов.
Микрообразы и миниатюризация
в искусстве Китая получили весьма широкое распространение. Это и
всевозможные предметы, такие как крошечные скульптурки людей и животных,
архитектурные элементы, предметы быта, и, конечно же, знаменитые «сады
на подносе», которые служили некими талисманами, вмещающими в себя всю
полноту и многообразие Природы. Перед глазами, практически на ладонях
открывается целый мир, в который можно попасть своим сознанием и
блуждать в нем сколько угодно душе. Здесь камни уподобляются горам и
скалам, лужица воды, реальной или символической - озеру, миниатюрные
деревья или коряги – лесам и рощам.
Такой сад, являясь
микрочастицей Природы, есть как бы окно в иную реальность, необходимо
лишь подключить свое воображение и вы окажетесь в пространстве, дарующем
спокойствие, безмятежность и умиротворенность. Карликовые деревца,
которые мы называем японским словом «бонсай», китайцы называют «пан
цзя», что означает «пейзаж на блюде» обычай этот возник еще в раннее
средневековье, получив развитие, превратился в настоящее искусство.
Выращивание карликового деревца, являющегося шедевром, требует
большого умения и долгих лет упорного и кропотливого труда. Их
очарование и красота - достойный венец творения человеческих рук и
сердца.
Любая постройка: мост, павильон, галерея или беседка –
проектируются с учетом рельефа конкретной местности. Непохожие одно на
другое, удивительно красивые и гармоничные они открыто и активно
включаются в окружающую композицию. Не подавляя природу, они служат
элементами построения сада.
Каждое строение занимает уникальное
место в садовом комплексе, и каждая деталь доведена до совершенства,
придавая ему глубину и законченность.
Разумеется, ни один сад не
обходится без ворот. Они богато и нарядно украшены, чтобы создать
посетителю особое настроение. По обеим сторонам ворот находятся
«охранники». Чаще всего это пара львов. Слева стоит всегда львица с
львенком под правой приподнятой лапой, а справа лев, приподнявший левую
лапу под которой находится шар – символ неба.
Беседка – пожалуй,
самое романтичное из всех садовых сооружений, способных изменить облик
всего сада. Расположенные строго в соответствии с общей концепцией и
идеей сада эти сооружения необычайно декоративны. Их яркий цвет, чаще с
оттенками красно-коричневого, выбирается сознательно, чтобы создать
контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям
стен и элегантным серым черепичным крышам жилых зданий. Позолота,
зеленые, бирюзовые, голубые, желтые краски причудливыми узорами ложатся
на колонны, потолок и стены беседок. Местом расположения беседки, как
правило, становилась одна из самых высоких точек сада. Отсюда
открывались самые красивые виды парка.
Галереи так же необыкновенно
эффектное и весьма популярные строения в китайских садах. Эти
архитектурные элементы очень властно направляют движение зрителя,
создавая вместе с тем определенную точку зрения на окружающий пейзаж. В
отличие от беседки, которая подразумевает статичное любование садом,
галерея служит для прогулки, что дает возможность наблюдать картину за
картиной сменяющего пейзажа, подразумевая динамический способ
созерцания.
Неотъемлемым и удивительно красивым сооружением в
китайских садах являются всевозможные мосты, мостики, переходы через
водоемы, всевозможные деревянные настилы и площадки, нависающие над
водой. Их необычайное разнообразие и художественное оформление может
поразить любого гостя. Перекинутые через многочисленные каналы, иногда
соединяющие острова с основной территорией круто изогнутые они дают
возможность прохождения под ними всевозможных лодочек катамаранов.
Цвет
мостиков чаще всего белый или светлый. Красные мостики встречаются
реже, но их радостный цвет, символизирующий любовь, удачу, силу делает
пейзаж праздничным и нарядным.
Дорожки в построении структуры
любого сада играют весьма значительную роль. А уж в Китайском саду их
значение переоценить невозможно. Мягкие, плавные их линии гармоничны и
красивы, а поверхность разнообразна настолько, что встретить одинаковые
рисунки просто невозможно. Кропотливый до нереальности труд их
создателей превращает прогулку не только в любование садом, но сами
дорожки становятся предметом восхищения и восторга.
Скульптурные
украшения, в понимании европейца, не свойственны традиционным Китайским
садам. Исключение составляют животные и птицы, по народным поверьям,
наделенные чертами благородства и красоты.
Дракон является самым
почитаемым животным в Китае. Владыка Востока, покровитель гор и рек, он,
как полагали, управляет дождем, поэтому его часто изображают с
жемчужиной и шаром, олицетворяющими гром. Дракон присутствовал во всех
сферах жизни китайцев. Они извивались на императорских одеждах, обвивали
колонны дворцов, их изображения наносили на мебель, потолки, фарфор.
Черепаха,
символ долговечности. За свою долгую жизнь успевшая повидать многие
перемены, происходящие с миром, она соединяет в себе землю и небо: её
выпуклый панцирь воплощает небо, а плоское брюхо – землю.
С древности
китайцы оказывают особый почет журавлям и аистам. Высокие, стройные,
танцующие птицы грациозно стоят на своих пьедесталах.
Кроме животных в качестве скульптур часто встречаются бронзовые курильницы, вазы, треножники.
Важнейшим
художественным элементом являются иероглифические надписи. Утонченной
каллиграфией декорированы павильоны и беседки, панно в галереях и
каменные стены. Так же надписи наносятся на крупные камни резьбой и
краской.
полностью раскрашенные и улепленные драконами, являются целым произведением искусства.
Современные
городские парки и скверы ярки и нарядны. Неизменные китайские фонарики
алого цвета, композиции из цветов, объемные, выполненные из составных
элементов, даже стволы деревьев, обернутые в красное и золотое, создают
ощущение праздника и прекрасного настроения. Фигуры из шелка, натянутого
на каркасы украшают пруды и поляны парков. Вертикальное же озеленение
представлено великолепным разнообразием всевозможных композиций и
отдельных фигур, а водные пространства украшаются островами из цветов.
Сады
и парки в Китае – излюбленное место отдыха горожан. Ведь в отличие от
японского, если возвращаться к истории, призванного только для раздумий и
философствования, китайский сад изначально создавался еще для отдыха и
развлечений. Радость и веселье соседствуют с покоем и умиротворением, а
труд с полноценным и гармоничным отдыхом.
Китайский сад прекрасен в
любое время года. И не важно – будете вы там, в апреле или в сентябре –
всякой его красоте природа определила свой срок.
|