Главный ботанический сад РАН расположен на месте уникальных лесных
природных массивов на территории Москвы, фрагменты которых сохранились
только благодаря научной и природоохранной деятельности Сада
- это Ерденьевская роща в составе Останкинской дубравы и Леоновский
лес. В 1743 году эти земли перешли во владение Шереметевых, купивших
«сельцо Осташково» с усадьбой. Владелец «Останкино» граф Николай
Шереметев, являясь восприемником новых идей садоводства, превращает
ближайшую к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад, купленный
позже) в Английский парк, формируя который садовник-англичанин
стремился достичь естественного характера пейзажа. Были выкопаны 5
искусственных прудов, питающихся водой речки Каменки, одного из притоков
Яузы. Из документальных источников известно, что основными древесными
породами парка были дуб, липа и клен; из кустарников преобладали лещина,
жимолость и калина.
Официальной датой основания ГБС считается 14
апреля 1945 г. За 60 с лишним лет своего существования Сад превратился в
ведущий институт экспериментальной ботаники и крупный центр
просветительской деятельности, демонстрирующий богатство и разнообразие
растительного мира различных регионов Земного шара. Одним из главных
результатов научной и практической деятельности Главного ботанического
сада является создание богатейших в стране коллекций растений открытого и
закрытого грунта.
На территории Ботанического Сада размещены: экспозиции растений природной флоры, дендрарий, экспозиции цветочно-декоративных растений, японский сад, а также 19 отделений оранжереи отведены под коллекции тропических и субтропических растений.
Экспозиция
«Японский сад» Главного ботанического сада является уникальным
ландшафтным объектом не только в Москве и России - это самый северный
«японский сад», дающий возможность реально увидеть одно из произведений
древнейшего садово-паркового
искусства далекого и вечно загадочного Востока. На территории создан
изысканный рельеф с мягкими холмами и понижениями, небольшая гора,
каменистый Ручей с водопадами, пруды с островами.
В формировании
рельефа экспозиции использовано 250 тонн камней привезенных из
Закарпатья. По традиции камни используются в натуральном виде и почти не
обрабатываются. Японцы считают, что каждый камень, как и человек, имеет
свой характер, и подбирают камни «сходные по характеру» - от этого
зависит красота и качество сада.
Если говорить о традиционном
историческом понимании этого вида садово-паркового искусства, то
«японский сад» (правильнее «буддийский сад») - культовое сооружение,
изображающее буддийский рай.
Первоначально такие сады создавались
только при буддийских храмах и предназначались для медитации, позднее
стали использоваться более широко, в том числе для отдыха населения как
объекты садово-паркового искусства.
Сады включают обязательную буддийскую символику.
Композиционным центром «Японского сада» ГБС является тринадцатиярусная каменная пагода (ее возраст - более 150 лет).
В качестве малых архитектурных форм
использованы три каменных фонаря и каменная чаша «цукубай», из которой
принято брать воду для приготовления чая для чайной церемонии. Три
деревянных павильона построены в традиционном стиле: сдвоенный домик на
склоне горы - это «Адзумайя», чайный домик с возвышением для проведения
чайных церемоний; домик отдыха - с раздвижными дверями и окнами «Сёдзи»,
оклеенными тончайшей рисовой бумагой, и небольшая беседка для уединения
на высоком берегу пруда.
|