Очарование Природы
Проектирование Динамика сада Ландшафтные путешествия Статьи и публикации Наши CD-диски Глоссарий ландшафтных терминов Праздник в саду Каталог растений Идеи для сада Декоративное освещение

Рельеф рукотворный

Из древней истории известно, что многие народы мира уже на заре человеческой цивилизации умели возводить впечатляющие земляные и каменные сооружения, устремлённые к небу – будь то египетские пирамиды, вавилонские башни-зиккураты или ступенчатые пирамиды коренных жителей Латинской Америки. Образ горы, на века запечатленный в подобных сооружениях, отражает представление того времени о центре мироздания, где небесное встречается с земным и божественное с человеческим.

Тысячелетия назад были разработаны способы устройства ступенчатых террас на крутых каменистых склонах. Одним из семи чудес света считались легендарные висячие сады Семирамиды. Семирамида – это имя легендарной царицы Ассирии. Её исторический прототип – царица Шаммурамат, правила в 809-806 гг. до н.э. По современным представлениям «семирамидское чудо» – это сады, устраевыемые на крыше, в отличие от обычных, создаваемых на земле. Данные раскопок показывают, что они были частью Южного дворца Вавилона, построенного царем Навуходоносором в 605-653 гг. до н.э.

Ландшафтная архитектура периода античности (VI век до н.э. – IV век до н.э.) отражает удивительную слитность древних греческих народов с Природой. Жители Средиземноморья умело использовали вертикальную планировку своих площадей-агор, расчленяя их пространство с помощью низких, протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок.

Что же касается, например, истории садов Китая, насчитывающей более трех тысячелетий, то мастерство работы с рельефом, особенно в обширных садах его северных провинций, вызывает истинное восхищение. Чего стоит только парк Ихэюань (Летний Дворец) в г. Пекине, где искусственное озеро Куньмин занимает большую часть парка, составляя площадь порядка 290 гектаров, а земля, вынутая при его строительстве, перенесена на гору Ваньшоужань (холм Долголетия), сделав её ещё выше. На склонах этой горы разместился целый культовый комплекс из нескольких Буддийских храмов!

Сохранившиеся и дошедшие до нас примеры подобного «геотворчества» минувших эпох и времён дают понимание того, что бережное отношение к лику земли, желание не только заботиться о её плодородии, но и украшать, было присуще культуре многих народов мира. Древние мудрецы, считая землю одной из первооснов Природы, наряду с водой, воздухом и огнём, относились к ней с великим почитанием, отождествляя её с женскими божествами.

Искусство создания садов, по мере поэтапного восхождения к своим блистательным вершинам, начиная с древнего мира, античности, эпохи средневековья (XII-XV вв.) и Возрождения (XIV-XVI вв.), пройдя через стиль Барокко (конец XVI- середина XVIII вв.) и классицизм (конец XVII – начало XIX вв.) донесло до наших дней ту одухотворенность, и то неразделимое слияние мира внутреннего и внешнего, в каких предстают перед нами знаменитые садово-парковые ансамбли прошлых веков. Эти образцы ландшафтной архитектуры в буквальном смысле слова являются продолжением дворцовых строений, их «зелеными» гостиными и залами, имеющими весьма образные поэтические названия. К таковым, например, можно с полным правом отнести «сады музыки» и «сады любви», созданные при замке Вилландри (Франция - Замки Луары). Подобные шедевры несут функцию не только высоко художественных, эстетических творений, но также выражают глубину и силу заложенных в них идей.

Перед Вами небольшая фотогалерея известных исторических садов, дающая о них некоторое представление и, в частности, демонстрирующая эффектные результаты умелой работы с рельефом.

Нынешняя историческая эпоха с ее эстетическими воззрениями и современными возможностями определила свой комплексный подход в сфере ландшафтной архитектуры. Облик создаваемых сегодня садов и парков обрел свою узнаваемую стилевую направленность, прослеживающуюся в строительстве разномасштабных «зеленых объектов».

Наличие современных материалов и технологий весьма расширило диапазон дизайнерских возможностей при создании таких специфичных зон активного отдыха, как сады на крышах, с их уникальными техническими характеристиками. Например, сад «Атлантик», созданный над перроном железнодорожного вокзала Монпарнас в Париже, занимает площадь в 3.5га и расположен на высоте 18м над уровнем земли.

Новый район Дефанс в том же Париже, выстроен над автомагистралями и является чисто пешеходной зоной.
Невероятно многоплановый садово-парковый комплекс Ситроён (опять Париж!) имеет свободную открытую зеленую поляну для отдыха горожан, окружённую с одной стороны притопленными тематическими садами, а с другой – ультрасовременными зданиями бывшего автомобильного завода. Его стеклянные фасады отражают зеленые насаждения парковой зоны, становясь органичной частью её общей территории.

«Экономия» городского ландшафта наших дней выражается во всём цивилизованном мире, прежде всего, в максимальном освобождении мест массового отдыха от застроек. При этом по периферии устраиваются мощные посадки деревьев и кустарников, отсекающие находящихся в парке людей от воздействия внешнего урбанизированного мегаполиса. Используя как традиционные, так и новейшие композиционные материалы, в том числе стекло, бетон и пластик, современный ландшафт, опираясь на богатейший опыт прошлого, интегрирует в себе категоричную смелость авангарда и хай-тека, стимулируя тем самым поиск эффектных, многофункциональных и неожиданных решений.

В небольшой фотогалерее известных новомодных парков показаны варианты проработки рельефа приёмами геопластики, а также подпорные стены различных конструкций. Ну и, конечно же, интересные лестницы, без которых перемещение по такой «пересечёнке» было бы крайне затруднительным.


Перейти на сайт питомника
Отель Борвиха Сад на берегу залива Сад с водопадом Работа с рельефом Усадьба в сосновом бору Солнечная поляна Работа с рельефом Удивительный сад Удивительный сад Посадка растений Водные устройства Уютный садик Сад на берегу залива Водные устройства