У замка Вилландри длинная и непростая история. Построен он был в конце
XII века в долине реки Луары как крепостное сооружение и имел типичный
для этого вида строений облик: мощные стены, окруженные рвом с водой,
дозорные башни-донжоны по углам.
В 1532 году замок был приобретен
Жаном Ле Бретоном, государственным секретарем казначейства при Франциске
I. Поскольку до того Ле Бретон служил послом Франции в Риме, то он был
хорошо знаком с итальянским садовым искусством эпохи Возрождения. Ему
было поручено надзирать за перестройкой замков Фонтенбло и Шамбор.
Вельможе захотелось построить и для себя красивый замок, отличающийся от
других, уже существующих, в долине Луары.
Старые стены были
снесены, за исключением донжона, и в 1536 году на старых фундаментах
началось строительство дворца (в виде буквы П), который окружал двор и
сад, выходящий к долине реки. Дворец был выстроен в стиле, характерном
для эпохи итальянского высокого Возрождения, с большими окнами,
отделанными пилястрами и капителями, лепными фризами и слуховыми окнами с
тимпанами и волютами.
Тогда же были заложены знаменитые сады
Вилландри, расположившиеся на 3-х уровнях: 1-й уровень - Водный сад, 2-й
– «Сады любви», 3-й уровень заняли декоративные огороды.Регулярные сады
просуществовали до 1754 года. Вилландри переходит в
собственность маркиза де Кастеллана, перестроившего дворец во входившем
тогда в моду стиле «классицизм». Все посадки были уничтожены, а на их
месте разбили пейзажный английский парк.
К 1906 году, когда
постройки обветшали и предназначались под снос, поместье приобрел доктор
Иоахим Карвалло, сделавший успешную научную карьеру в медицине. Он
забросил науку и посвятил себя полностью воссозданию садов Вилландри в
соответствии с эпохой Возрождения, для образца использовались работы
Жака Анруэ дю Серсо, созданные в 70-х годах XVI века. На них были
изображены виды замка Вилландри в годы расцвета.
А в 1924 году
Иоахим Карвалло основал «Исторический Дом» - первую ассоциацию,
объединившую владельцев исторических замков. Ассоциация оказывала помощь
в сохранении исторического наследия и открыла архитектурные памятники
для публичного обозрения.
Сейчас Вилландри – это, прежде всего,
прекрасные сады, посмотреть их съезжаются туристы со всего мира.
Величественный замок встречает посетителей, окруженный каналами,
появившимися на месте средневековых рвов. Грациозные лебеди и розовые
облака буддлеи, растущей прямо из каменной облицовки, отражаются в
зеленоватой воде. Белое кружево парапетов и римские настенные фонтаны
навевают мысли о садах и виллах Италии.
Сады Вилландри сочетают две
традиции: средневековую – с цветами, овощами, лекарственными и пряными
травами, этот тип сада идет от монастырских огородов, и регулярный
французский. Второй тип сада вобрал много от итальянских садов эпохи
Возрождения, но имеет свои типичные для Франции особенности: они более
плоскостные и графичные, занимают большие территории (это во многом
обусловлено спецификой природного ландшафта Франции).
Липовая аллея
ведет в дальний конец сада, где на первом ярусе разбит Водный сад,
представляющий собой большое пространство зеленого газона, с четкими,
геометрически правильными дорожками, фонтанами (их 4), декорированными
зелеными шарами стриженого самшита. Доминирует в композиции обширный
центральный водоем оригинальной формы (его еще называют зеркало Людовика
XV), он питает все фонтаны и каналы Вилландри. К водному саду
примыкает «Зал уединения», игровая площадка и лабиринт из стриженых
кустов граба.
На 2-м ярусе, расположились орнаментальные сады
сады-комнаты, разделенные каналом на две половины: западная зона
представляет тему Французских Крестов, а восточная символизирует
Музыкальную гостиную (топиари различной формы представляют собой лиры,
арфы и подсвечники).
«Сады любви» - те же зеленые комнаты (их
четыре), но темы более гламурные, символизирующие разные типы любви –
нежную, страстную, непостоянную, трагическую. Каждый сюжет помещен в
свой квадрат и ему соответствует определенная символика. «Нежная любовь»
рисуется сердцами и карнавальными масками, «Страстная» - разбитыми
сердцами, «Непостоянная» - веерами, рогами измены и записочками ветреных
красавиц, все это дополнено желтыми цветами (а желтый, как известно,
цвет измены). Драма «Трагической Любви» передана орнаментом из кинжалов и
мечей, на фоне красного цветов бегонии , обозначающую кровь, пролитую
на дуэлях. Центром «Садов Любви» является фонтан, очертаниями
напоминающий соединенные сердца.
3-й ярус, прилегающий к замку,
отдан «Саду Лекарственных трав» и «Декоративному огороду». Аптекарские
огороды в средневековье были в каждом монастыре, при каждой сельской
церкви, т.к. именно церковь и священники лечили не только души, но и
тела.
«Декоративный огород», созданный как великолепный
орнаментальный сад, изумляет и привлекает не меньше цветников и
фонтанов. Огород состоит из девяти квадратных грядок одного размера,
обрамленных бордюром из стриженого самшита. На грядках высажены овощи,
известные в эпоху Ренессанса, в строгом соответствии с заранее
составленным планом. Разноцветные овощи составляют сложные орнаменты,
дополненные яркими пятнами роз на штамбе, легкими беседками, увитыми
плетистыми розами, установленными около маленьких фонтанов в перекрестье
дорожек.
Чудо-сады Вилландри прекрасно просматриваются со специально устроенных площадок – бельведеров, ну, и конечно, из окон замка.
|